IV. МАНДЕЛЬШТАМ И АНТИЧНОСТЬ. Сборник статей под ред. О. А. Лекманова. М. "Радикс". 1995. 208 стр. ("Записки Мандельштамовского общества", т. 7).

Традиция издани сборников, связанных с "жизнью и творчеством" крупного художника, в России весьма живуча: от респектабельных серий "Пушкин и его современники" и "Пушкин. Исследования и материалы" до эпизодически выходящих на "малой родине классика" книг, включающих новые публикации текстов, статьи и заметки (см., например, два фетовских сборника, изданные в последние годы в Курске). Часто подобные издания служат "научными спутниками" Полных собраний сочинений ("Тургеневский сборник", "Достоевский. Материалы и исследования"), хотя, впрочем, это не является правилом: собрание сочинений И. А. Гончарова готовится, а сопутствующее периодическое издание так, к сожалению, и не родилось...

Мандельштамовское общество, вот уже который год существующее при весьма условной государственной поддержке, так сказать "на собственной тяге", ведет издательскую деятельность довольно разнообразную. Кроме двух выпусков собственно "Мандельштамовских сборников" (1991 и 1993; сейчас на подходе третий) вышли в свет воронежские воспоминани Н. Штемпель, брошюра П. Нерлера "Осип Мандельштам в Гейдельберге", сборник Сигизмунда Кржижановского "Страны, которых нет". Несколько книг находятся в производстве, в том числе комментированное издание монографии И. Семенко "Поэтика позднего Мандельштама".

Первый из двух разделов нынешнего сборника, собственно говоря, не нуждается в отклике рецензионного характера. Это классические работы К. Тарановского, В. Терраса, Р. Пшибыльского, М. Гаспарова и Ю. Левина, впервые собранные под одной обложкой, извлеченные порою из довольно экзотических изданий (статья Гаспарова, к примеру, печатается по тексту книги: "Преподавание литературного чтения в эстонской школе (Методические разработки)". Таллинн. 19864). Некоторые работы переведены на русский язык впервые (В. Террас, Н. Нильссон), однако они давно и прочно вошли в мандельштамоведческий научный обиход.

Современный этап исследования многообразных связей поэта с Древней Грецией и Римом представляют статьи, включенные во второй раздел сборника. Вызывает, правда, некоторое недоумение присутствие здесь хорошо известного исследования покойного С. Ошерова ""Tristia"" Мандельштама и античная культура", впервые увидевшего свет в 1984 году. В нынешней публикации статья представлена в более полном варианте и снабжена ценным послесловием М. Гаспарова - это могло бы послужить дл составителя дополнительным основанием для ее включения в первый, репринтно-классический раздел книги.

Из других работ выделим лаконичное и строгое исследование О. Лекманова, посвященное "овидиевскому тексту" в лирике Мандельштама. Рассмотрение мотивов изгнанничества приводит О. Лекманова к аргументированному сближению стихотворения Мандельштама "С веселым ржанием пасутся табуны..." и "Вечернего раздумья" Верлена (1888, сборник "Любовь"). Кроме Верлена, по мысли О. Лекманова, Мандельштам, разрабатывая тему изгнанничества, вступает в творческий диалог с "овидиевскими" стихотворениями Пушкина, а также с Иннокентием Анненским, в 1901 году переведшим все то же верленовское "Вечернее раздумье".

В. Швейцер (в сборнике воспроизводитс текст ее доклада на Вторых Мандельштамовских чтениях) выдвигает предположение о связи "летейского цикла" 1920 года с мотивами романа Д. Л. Мордовцева "Замурованная царица". Ссылаясь на неопубликованные воспоминания О. Арбениной-Гильдебрандт, когда-то пересказавшей роман Мордовцева Мандельштаму, В. Швейцер выделяет в качестве стержневого для стихотворений "За то, что я руки твои не сумел удержать..." и "Я слово позабыл, что я хотел сказать..." мифологический сюжет о вечной разлуке Энея с невестой Лаодикой, легший в основу "Замурованной царицы".

Статья И. Ковалевой и А. Нестерова "Пиндар и Мандельштам" намечает новые пути исследования поставленной в заголовке проблемы. В этой связи анализируются стихи "На каменных отрогах Пиэрии..." и "Нашедший подкову". Содержательна работа М. Павлова "О. Мандельштам. Цикл о воронежской жажде" (развитие античных мотивов в воронежский период жизни поэта). Впрочем, отдельные наблюдения в этой статье нередко оказываются более внятными, нежели выводы: "Подведем итоги. Обща концепция последних стихов Мандельштама, связанных с античной темой, оказываетс неутешительной. Утоление тоски по мировой культуре приводит к гибели".

В сборнике, составленном О. А. Лекмановым, больше вопросов, чем ответов. Ясно одно: налицо дефицит современных исследований на заявленную тему - диспропорция между двумя разделами книги очевидна. Впрочем, ценна сама формулировка проблемы - как первый шаг к ее постижению.

Дмитрий Бак.

4 Отметим, что эта статья параллельно перепечатана в сборнике М. Гаспарова "Избранные статьи" (М. "Новое литературное обозрение". 1995).

В начало